Оглавление

Налоговое законодательство предусматривает специализированные режимы для небольших организаций. Индивидуальные предприниматели и компании, работающие с такими режимами, освобождаются от определенных платежей. Иногда для выполнения критериев, предусмотренных льготными режимами, крупные компании намеренно создают несколько небольших юридических лиц. Расскажем, к чему приводят такие схемы, и как их воспринимают контролирующие органы.
Что представляет собой «дробление»
Такого понятие нет в нормативных актах, поэтому при его рассмотрении мы будем ориентироваться на судебную практику. В такой практике дробление представляет собой применение нескольких юрлиц или ИП для искусственного распределения полученной выручки, собственности или сотрудников для достижения экономии посредством применения налоговых льгот.
Какими способами осуществляется дробление
Бизнес ориентируется на ст. 57 и 58 ГК РФ. В первом случае он проводит разделение, во втором — выделение. В результате таких процедур главная организация и новые плательщики налогов могут перейти на «упрощенку» на законных основаниях. Еще одна цель дробления — существенная экономия на налоговых платежах (причем сэкономить могут все субъекты).
Независимо от выбранного вами способа, такие действия гарантированно вызовут повышенный интерес со стороны налоговой инспекции.
Чем отличается законное дробление от фиктивного процесса
Законное дробление по-другому называется оптимизацией налогов. Вот ее характерные признаки:
- Наличие объективных причин.
- Наличие деловой цели.
- Каждое лицо самостоятельно осуществляет свою деятельность.
У незаконного дробления оптимизация налогов выступает самоцелью. Если цель процедуры — наиболее рациональное и продуктивное управление бизнес-процессами, распределение больших объемов финансовых ресурсов, активов и рабочей силы — вы действуете в рамках закона. При этом не имеет значения, что у новых организаций один собственник, все структуры находятся по одному адресу, пользуются одной и той же рабочей силой и имуществом.
Если же предприниматель делит единый технологический процесс на отдельные этапы, передает каждую функцию разным структурам, налицо неправомерное дробление. Участники формально разные, но действуют в сфере одного производственного механизма. В этом случае возникает риск того, что налоговые органы предъявят вам обвинение в уклонении от уплаты налоговых сумм и попытке получить необоснованную выгоду в этой сфере.
Что говорит налоговое законодательство о дроблении
В Налоговом кодексе нет такого понятия, он не регулирует особенности осуществления предприятием финансовой и хозяйственной работы. В законе нет явного запрета на создание плательщиком налогов подконтрольных подразделений, даже для внесения корректировок в налоговую базу.
Это значит, что ФНС и суды не могут расценивать решение о дроблении с точки зрения рациональности и обоснованности, так как в законодательстве нет прямых требований.
Однако не стоит забывать о ст. 31 НК РФ, которой закрепляется правомочие контролирующих организаций искать доказательства, истребовать документацию, подтверждающую правильное перечисление налогов, проводить проверки. Инспекторы придерживаются четкого алгоритма: если есть подозрение неправомерного дробления, они собирают доказательства в ходе контрольных мероприятий — чаще всего суд принимает такие доказательства.
Что Министерство финансов относит к дроблению
Министерство считает, что деление бизнеса в целом можно считать эффективной оптимизацией. Если же цель процедуры — получение необоснованной выгоды в налоговой сфере (то есть налоговые обязательства уменьшаются), это считается неправомерным дроблением. Сделать заключение о незаконном приеме можно после изучения доказательств, подтверждающих, что:
- Плательщик работал вместе с подконтрольными организациями.
- Действия носили умышленный и согласованный характер.
Данная позиция схожа с мнением представителей налоговых органов.
Как видят дробление налоговые органы
А вот налоговики к этому вопросу относятся более тщательно. Если вы не используете общую систему для налогообложения, это уже вызывает у них подозрения.
ФНС приводит следующее определение: дробление представляет собой искусственное формирование нескольких лиц для соблюдения критериев, предусмотренных специальными режимами. Налоговики считают, что неправомерное деление возникает в следующих случаях:
- Создание видимости работы нескольких зарегистрированных лиц, прикрывающих работу одной компании.
- Цель действий — использование льготного налогового режима с пониженной фискальной нагрузкой.
При этом схемы дробления рассматриваются как злоупотребление преимуществами, предусмотренными для представителей малого бизнеса.
Для предъявления обвинений у инспекторов должны быть веские доказательства того, что плательщик вместе с подконтрольными структурами совершил действия умышленного характера для уменьшения объема обязательств или для уклонения от выполнения обязанностей.
Схема фиктивного дробления
Ключевой признак такой схемы — взаимная зависимость участников. Однако это не единственное доказательство. На практике делать вывод о нарушении закона можно при сложении взаимной зависимости с другими факторами, например:
- Руководители новых организаций — те же, что и руководство прежней компании.
- Адреса новых лиц совпадают друг с другом, у них есть общие деловые партнеры, один и тот же персонал, объекты для производства, сайты и контактные данные также общие.
- Перевод работников в новые компании осуществлялся без изменения трудовых обязанностей, на те же рабочие места.
- Бухгалтерия, налоговый учет, кадровые дела ведутся одними и теми же сотрудниками (они могут быть штатными или на аутсорсе).
- Общее хранение документации и общие расходы.
При определении фиктивности контролирующие инстанции могут руководствоваться и другими признаками. Так, инспекторы оценивают, уменьшилась ли фискальная нагрузка у компании на общей системе после образования новых партнеров со специальными или льготными режимами. Далее контроллеры находят взаимосвязанные формы деятельности и единый результат в них.
Оценка дробления судебными органами
По сравнению с налоговыми инспекторами, судьи не так категоричны. Они не всегда усматривают в действиях предпринимателей незаконные схемы. При этом по одинаковым признакам решения могут отличаться. Так, во многих случаях судья может указать, что процесс дробления преследовал разумную предпринимательскую цель. При этом наличие единых руководителей и общей собственности не всегда являются признаками получения необоснованной выгоды.
В некоторых случаях дробление имеет финансовый эффект, не связанный с уклонением от налоговой обязанности, к примеру, когда организации создавались в разное время, по мере развития предпринимательской деятельности (они создавались в процессе развития и масштабирования предпринимательской деятельности).
Каждое судебное разбирательство может иметь различный исход, все обстоятельства рассматриваются в индивидуальном порядке.
Что указывает на дробление: прямые и косвенные факты
В законодательстве не закреплен перечень доказательств, которые нужно собрать налоговым органам, чтобы подтвердить недобросовестность плательщика налогов. Однако на практике выделяют такие доказательства, как:
- Особенности бухгалтерских отчетных документов.
- Учредительная документация.
- Соглашения и другие документы, подтверждающие заключенные сделки.
Доказать факт намеренного занижения параметров хозяйственной деятельности можно через сравнение выручки и заключенной сделки, а также посредством тщательной проверки документации контрагента. Собранные доказательства могут носить прямой и косвенный характер. Рассмотрим их подробнее.
Прямые факты
Они подтверждают, что лицо планировало получить налоговые льготы необоснованно, осознавало, что такие действия носят противоправный характер, желало или осознанно допускало наступление негативных последствий от подобных действий. Налоговики выделяют такие прямые доказательства, как:
- Свидетельские показания.
- Изъятая документация, в которой указаны действительные намерения лица, реализация таких намерений (например, записи из черной бухгалтерии).
- Видеозаписи, аудиозаписи, результаты прослушанных разговоров по телефону.
Доказательства косвенного характера
В этот перечень входят документально закрепленные результаты проведенных налоговых проверок деловых партнеров, видеозаписи с выемкой налоговой документации у компании.
Какие факты указывают на формальное дробление
Здесь следует руководствоваться письмом от налоговой службы № СА-4-7/15895, в котором перечислены 17 критериев. Установить такие факты инспекторы могут в результате проверки. Судебная практика включает в себя более обширный список на двадцать критериев. Перечислим главные признаки:
- Общий товарооборот.
- Одни и те же денежные расчеты.
- У компаний один юридический адрес для регистрации.
- Расчетные счета — в одной банковской организации.
- Между руководством и учредителями подтвержден факт родственных отношений.
- Внутри организаций свободно перемещается программное обеспечение и товары без оформления соглашений об аренде или купле-продаже.
- У фирмы нет активов и ОС для самостоятельного ведения деятельности.
- Новые организации применяют упрощенную систему.
- На компанию были возложены затраты на рекламу, связанные с реализацией продукции, расходы по найму персонала, выплате зарплаты.
- Новый кадровый состав формируется за счет сотрудников прежней организации.
- Торговые точки оформлены в едином стиле, у них общая система лояльности, общие скидки.
- Общество предоставляет отчетные документы организаций.
- Плательщик налогов и участники общества относятся к приобретателям выгоды от проведенного дробления.
- Новые компании имеют затраты только в виде выплаты зарплаты. При этом другие типичные для предпринимателей расходы (оплата электричества, аренда офиса и оборудования) отсутствуют.
Применяя вышеуказанные признаки, налоговая инспекция будет пытаться доказать, что организация искусственно переводила свою выручку на новые организации, а на самом деле сама получала эти доходы.
Государственные способы борьбы с незаконным дроблением
В 2017-м году государство начало бороться с такими схемами. Была принята статья 54.1 НК РФ, которая запрещает плательщику налогов уменьшать фискальную базу или сумму платежа посредством искажения в отчетных документах сведений об особенностях хозяйственной деятельности. За нарушение данной нормы плательщик может столкнуться не только со штрафом, но и с доначислением налогов, сумму которых он пытался незаконно занизить.
Дробление крупного бизнеса представляет собой типичный пример нарушения вышеуказанной статьи, то есть способ искажения информации о хозяйственной работе. По мнению законодателей, такая норма должна предотвращать создание незаконных схем по уклонению от налогов.
С появлением этой нормы в действиях контролирующих инстанций не произошло кардинальных изменений — для выявления фактов потребуется проводить налоговую проверку, собирать перечень доказательств.
Как избежать претензий со стороны контроллеров
Практика показывает, что в суде ФНС выигрывает только 60 процентов дел, связанных с неправомерным дроблением. Не так просто доказать недобросовестные действия и прямой умысел потенциального нарушителя при искажении им информации об экономической деятельности.
Если налоговики предъявляют подобные претензии, многое зависит от того, насколько грамотные и продуманные аргументы предоставит бизнес. Приведем несколько подходящих ответов:
- Почему при увеличившихся масштабах деятельности налоговые обязательства остались теми же или стали меньше? Произошло увеличение расходной части, что негативно повлияло на доходность бизнеса, в результате чего налоговых отчислений стало меньше.
- Почему ваши деловые партнеры распределены по новым компаниям с учетом особенностей налогообложения? В нашем приоритете — формировать максимально благоприятные условия при сотрудничестве с клиентами. Чтобы сотрудничать с плательщиками НДС, была создана организация на общей системе, а для взаимодействия со специальными режимами — фирма на «упрощенке».
- Почему исходная организация работает по общей схеме, а новые — по упрощенной? Можно предоставить расчеты по фискальной нагрузке, продемонстрировать, что ее общее значение не уменьшилось, а значит, деление не преследовало цель уклонения от налоговых обязательств.
- Почему ваших участников обслуживает один и тот же банк, вы используете одни и те же складские помещения? Покажите, что используете недвижимые объекты по соглашениям аренды. Выбор одной банковской организации объясните наиболее привлекательными условиями обслуживания.
- Почему у новых организаций нет своих помещений, собственного оборудования и транспортных средств? Предоставьте налоговикам документацию, подтверждающую аренду нужных объектов (это могут быть договоры аренды или субаренды).
- Как вы объясните, что новые организации ведут один вид деятельности? Приведите доказательства рационального разделения бизнеса для оптимизации предпринимательских процессов — продемонстрируйте, что каждая фирма работает в своем городе, сотрудничает со своими контрагентами.
- Почему у ваших новых компаний одно бухгалтерское дело и общий кадровый отдел? Покажите соответствующую документацию, что в каждом бухгалтерском отделе есть свой специалист, у вас отдельные кадровые инспекторы (подтвердить это можно штатными расписаниями, приказами о поступлении на должность).
Чтобы «отбить» все претензии контролирующих инстанций, готовиться к ответам нужно не после предъявления обвинений, а заблаговременно — в идеале — после принятия решения о делении бизнеса.
Таким образом, дробление может быть как вполне законным, так и неправомерным. Каждую ситуацию суд будет рассматривать индивидуально, поэтому рекомендуется заранее привести в порядок документы, найти веские доказательства своей правоты.