Заказать звонок

Наш контактный центр
работает круглосуточно

Защита товарного знака

Товарный знак — определение и назначение

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие товары, нуждаются в их индивидуализации. Этой цели служит товарный знак. Благодаря использованию такого средства индивидуализации производитель сразу решает несколько задач:

  • выделяет свои товары на фоне других, подтверждает их качество — благодаря этому потребители могут отличить понравившуюся им продукцию от остальной;
  • рекламирует свою продукцию;
  • борется с конкуренцией.

Защита прав на товарный знак регулируется законом, прежде всего ст. 1477 ГК РФ.

Виды товарных знаков

Защитная торговая марка бывает нескольких видов.

  1. Словесная, под которой подразумевается слово (несколько слов), цифровое обозначение, аббревиатура, либо комбинация из приведенных элементов. В этом случае соблюдается определенный шрифт.
  2. Изобразительная, к которой относится графическое изображение: логотипы, персонажи, абстрактные элементы.
  3. Объемной, ярким примером которой является уникальная узнаваемая упаковка.
  4. Комбинированной, которая включает в себя одновременное использование шрифта и графики.

Также бывают звуковые (мурчание у «Вискас»), цветовые (розовый у «Ваниш») товарные знаки, а также запахи (запах ванили канцелярских изделий), однако на территории Российской Федерации они не регистрируются.

защита товарного знака

Как используется товарный знак

Регистрация товарного знака наделяет владельца исключительным правом на него, а именно следующими правомочиями:

  • использование;
  • распоряжение, то есть передачу права на использование по лицензионному договору;
  • запрещение его использования иным лицам.
защита товарного знака

Использовать такое обозначение могут как правообладатели, так и те, кому они передали исключительное право.

Для чего нужна защита прав на товарный знак

Правовая защита товарных знаков имеет первостепенное значение, чтобы уберечься от действий недобросовестных конкурентов. Представьте: компания, производящая уникальные зубные щетки, не стала регистрировать товарное обозначение, но вкладывалась в его широкую рекламную компанию. Другая фирма решила использовать раскрученный бренд при маркировке своей продукции, да еще и зарегистрировала его. Мало того, что первая компания понесла убытки, так еще она не сможет использовать этот товарный знак без привлечения к ответственности. Чтобы не столкнуться со столь печальными событиями, нужно вовремя получить свидетельство.

От чего зависит надёжность зарегистрированного знака

Будущему владельцу рекомендуется выполнить ряд действий.

  • Решить, каким способом будет индивидуализирована продукция (словами, изображением, либо и тем, и другим). Это влияет на необходимость проверки конкретных баз данных, элементы правовой охраны и др.
  • Выбрать класс Международной классификации товаров и услуг согласно виду бизнеса. Такая классификация охватывает 45 классов, ориентироваться нужно на актуальные (например, у строительства это классы 37 и 42).
  • Удостовериться в том, что обозначение попадает под правовую охрану. Следует исключить общеупотребительные выражения, названия из простых цифр и фигур, аббревиатур без гласных, а также свойства, качество, функции продукта. Также не допускается использовать обозначения, противоречащие требованиям этики, морали, общественным интересам. О том, каким не должен быть товарный знак, описано в ст. 1483 ГК РФ.

Как обеспечить себе доказательства использования товарного знака

Подтвердить принадлежность такого обозначения можно с помощью перечисленных способов:

  • бухгалтерской документации;
  • рекламных и маркетинговых материалов (счета об оплате таких услуг, публикации, факты участия на ярмарках и выставках);
  • зарегистрированный в Роспатенте лицензионное соглашение либо договор коммерческой концессии.

Предупредительная маркировка

Использование знаков ® и ТМ свидетельствует о том, что используемое обозначение на товаре является зарегистрированным товарным знаком. Это называется предупредительной маркировкой. При этом ее использование является правом владельца, а не обязанностью.

защита товарного знака

Ответственность за нарушение прав на знак

Юридическая защита товарных знаков включает следующие способы:

  • привлечение к гражданско-правовой ответственности (компенсация ущерба);
  • привлечение к административной ответственности (ст. 14.10 КоАП РФ);
  • привлечение к уголовной ответственности (ст. 180 УК РФ).

Как защитить свои права

Защита товарного знака включает в себя проведение ряда мероприятий:

  • сбор доказательств;
  • направление контрагенту претензии с требованием об устранении нарушения;
  • обращение в территориальный орган МВД;
  • направление обращения в федеральный антимонопольный орган;
  • обращение в суд с иском о взыскании компенсации.

Обратиться к юристам

Компания «Бизнес-Гарант» представляет интересы клиентов по защите товарного знака. Наши юристы помогают пройти процедуру регистрации обозначения, а также отстоять нарушенные интересы в этой сфере. С нашей правовой поддержкой ваш бизнес будет процветать и развиваться! Чтобы заказать услугу или проконсультироваться, позвоните нам.

Марина Васильева
Автор:
Ведущий юрист центра корпоративного права ГК «Бизнес-Гарант»
Остались вопросы?

Поделиться

Вместе с этой статьей читают

29.12.2022

Допрос директора в налоговой: как подготовится?

Как подготовиться генеральному директору к допросу в налоговой: как вести себя с…

Посмотреть

29.12.2022

Налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля: как себя вести?

Получена повестка в налоговую в качестве свидетеля: кого и когда могут вызвать, каков…

Посмотреть

14.11.2022

Дисквалификация генерального директора ООО: что это такое?

Дисквалификация директора организации – порядок процедуры, основания, сроки и возможные…

Посмотреть

13.05.2022

Что такое реструктуризация долгов гражданина при банкротстве

Реструктуризация долга: составление и утверждение плана, что учитывает суд при его…

Посмотреть
Самара, ул. Красноармейская, 72
+7 (846) 250-22-22
info@bg63.ru
Тольятти, ул. Юбилейная, 31И, оф. 301
+7 (8482) 201-000
info@bg63.ru
Заказать услугу
Заказать услугу
Заказать услугу
Обратный звонок
Рассчитайте
стоимость услуг
Заказать тариф
Обратный звонок
Отзыв клиента
Случай из практики