Товарный знак — определение и назначение
Организации и индивидуальные предприниматели, производящие товары, нуждаются в их индивидуализации. Этой цели служит товарный знак. Благодаря использованию такого средства индивидуализации производитель сразу решает несколько задач:
- выделяет свои товары на фоне других, подтверждает их качество — благодаря этому потребители могут отличить понравившуюся им продукцию от остальной;
- рекламирует свою продукцию;
- борется с конкуренцией.
Защита прав на товарный знак регулируется законом, прежде всего ст. 1477 ГК РФ.
Виды товарных знаков
Защитная торговая марка бывает нескольких видов.
- Словесная, под которой подразумевается слово (несколько слов), цифровое обозначение, аббревиатура, либо комбинация из приведенных элементов. В этом случае соблюдается определенный шрифт.
- Изобразительная, к которой относится графическое изображение: логотипы, персонажи, абстрактные элементы.
- Объемной, ярким примером которой является уникальная узнаваемая упаковка.
- Комбинированной, которая включает в себя одновременное использование шрифта и графики.
Также бывают звуковые (мурчание у «Вискас»), цветовые (розовый у «Ваниш») товарные знаки, а также запахи (запах ванили канцелярских изделий), однако на территории Российской Федерации они не регистрируются.

Как используется товарный знак
Регистрация товарного знака наделяет владельца исключительным правом на него, а именно следующими правомочиями:
- использование;
- распоряжение, то есть передачу права на использование по лицензионному договору;
- запрещение его использования иным лицам.

Использовать такое обозначение могут как правообладатели, так и те, кому они передали исключительное право.
Для чего нужна защита прав на товарный знак
Правовая защита товарных знаков имеет первостепенное значение, чтобы уберечься от действий недобросовестных конкурентов. Представьте: компания, производящая уникальные зубные щетки, не стала регистрировать товарное обозначение, но вкладывалась в его широкую рекламную компанию. Другая фирма решила использовать раскрученный бренд при маркировке своей продукции, да еще и зарегистрировала его. Мало того, что первая компания понесла убытки, так еще она не сможет использовать этот товарный знак без привлечения к ответственности. Чтобы не столкнуться со столь печальными событиями, нужно вовремя получить свидетельство.
От чего зависит надёжность зарегистрированного знака
Будущему владельцу рекомендуется выполнить ряд действий.
- Решить, каким способом будет индивидуализирована продукция (словами, изображением, либо и тем, и другим). Это влияет на необходимость проверки конкретных баз данных, элементы правовой охраны и др.
- Выбрать класс Международной классификации товаров и услуг согласно виду бизнеса. Такая классификация охватывает 45 классов, ориентироваться нужно на актуальные (например, у строительства это классы 37 и 42).
- Удостовериться в том, что обозначение попадает под правовую охрану. Следует исключить общеупотребительные выражения, названия из простых цифр и фигур, аббревиатур без гласных, а также свойства, качество, функции продукта. Также не допускается использовать обозначения, противоречащие требованиям этики, морали, общественным интересам. О том, каким не должен быть товарный знак, описано в ст. 1483 ГК РФ.
Как обеспечить себе доказательства использования товарного знака
Подтвердить принадлежность такого обозначения можно с помощью перечисленных способов:
- бухгалтерской документации;
- рекламных и маркетинговых материалов (счета об оплате таких услуг, публикации, факты участия на ярмарках и выставках);
- зарегистрированный в Роспатенте лицензионное соглашение либо договор коммерческой концессии.
Предупредительная маркировка
Использование знаков ® и ТМ свидетельствует о том, что используемое обозначение на товаре является зарегистрированным товарным знаком. Это называется предупредительной маркировкой. При этом ее использование является правом владельца, а не обязанностью.

Ответственность за нарушение прав на знак
Юридическая защита товарных знаков включает следующие способы:
- привлечение к гражданско-правовой ответственности (компенсация ущерба);
- привлечение к административной ответственности (ст. 14.10 КоАП РФ);
- привлечение к уголовной ответственности (ст. 180 УК РФ).
Как защитить свои права
Защита товарного знака включает в себя проведение ряда мероприятий:
- сбор доказательств;
- направление контрагенту претензии с требованием об устранении нарушения;
- обращение в территориальный орган МВД;
- направление обращения в федеральный антимонопольный орган;
- обращение в суд с иском о взыскании компенсации.
Обратиться к юристам
Компания «Бизнес-Гарант» представляет интересы клиентов по защите товарного знака. Наши юристы помогают пройти процедуру регистрации обозначения, а также отстоять нарушенные интересы в этой сфере. С нашей правовой поддержкой ваш бизнес будет процветать и развиваться! Чтобы заказать услугу или проконсультироваться, позвоните нам.